Кому нужен креативный сотрудник?

Управление организациями, как и выбор специальности, выбор профессии подвержен определенной моде. В последнее время одним из трендов является поиск креативных сотрудников. Все больше работодателей при размещении объявлений о приеме на работу упоминают эту особенность среди требований. Всем нужны креативные сотрудники. С другой стороны, кандидаты также охотно хвастаются своей креативностью в своих документах для подачи заявки. Среди множества советов, с которыми мы можем столкнуться при поиске работы, мы часто слышим, что хорошо проявить свою творческую сторону уже на этапе подготовки резюме.

Популярность этого человеческого свойства не является чем-то новым, но именно его «топовое» постоянство заставляет задуматься. Рассмотрев его подробнее, хотелось бы задать несколько вопросов, которые позволят понять феномен креативности в организации. Во-первых, что такое творчество? Как его понимать и определять? Во-вторых, почему хорошо быть творческим работником? В-третьих, действительно ли работодатели ожидают от нас творческого подхода к выполнению своих обязанностей? И, что более важно, создают ли работодатели возможности для использования сотрудниками своих творческих способностей.

Так что же такое креативность?
Трудно найти одно универсальное определение, с которым согласились бы все исследователи, практики менеджмента и психологи. Тем не менее, я не думаю, что это подходящее место для разрешения споров по поводу определения. Таким образом, креативность может быть определена, как способность воображать, воспринимать и конструировать идеи, модели, которые превосходят и вытесняют существующие объекты и способы мышления и восприятия. Таким образом, речь идет о создании чего-то нового и ценного, и оба понятия достаточно субъективны (здесь мы затрагиваем вопрос о том, кто решает, является ли что-то новым и ценным).
Интересным подходом к проблеме творчества человека является подход, связанный с так называемой творческой установкой. Многие исследователи, занимающиеся этим вопросом, сосредотачиваются на указании на особенности творческих людей. За годы работы накопился большой набор свойств, которые характеризуют творческих личностей. Помимо интуитивно уловимых черт, таких как активность, инициативность и нестандартность, в эту коллекцию также входят эмоциональная неуравновешенность, интроверсия (что может показаться неожиданным), упрямство и конструктивная критика. Инструмент измерения творческого отношения, состоит из двух сфер – когнитивной и характерологической. Короче говоря, когнитивная сфера в основном связана с нашей способностью обрабатывать, и производить новую информацию, а также воспринимать и запоминать. Таким образом, он отличает эвристическое поведение от алгоритмического, которое является подражательным, типичным поведением. С другой стороны, характерологическая сфера связана с личностными чертами, которые автор характеризует как конформистские и нонконформистские установки. Хорошо...

Но как все это соотносится с нашей профессиональной деятельностью?
Проще всего ответить на этот вопрос, сославшись на пример человека, которому свойственно творческое отношение. Давайте представим себе такого сотрудника. Благодаря доминирующему эвристическому поведению в своих действиях, он будет независимым человеком, ищущим множество решений данной проблемы (так называемое дивергентное мышление), обучающимся через рассуждения, идущим своими путями, а не протоптанными другими. Поскольку творческая позиция также связана с нонконформизмом, это будет еще и оригинальная, открытая, независимая личность, критично настроенная по отношению к окружающим. Как наемный работник, он будет стремиться использовать свои способности. Он будет искать множество альтернативных решений для речи, с которыми он будет соприкасаться, в конечном итоге выбирая наиболее оптимальную. Умение гибко приспосабливаться к изменениям окружающей среды позволит ему найти себя в любой ситуации. Вероятно, он будет относиться к этим ситуациям как к возможности создать что-то новое. В то же время, будучи нонконформистом, он неохотно принимает идеи других (в том числе и начальства), особенно если они связаны с его собственными обязанностями. Его независимость и оригинальность могут стать определенным препятствием для работы в команде, что не значит, что он не может работать таким образом. Глядя на эти характеристики, стоит задуматься, действительно ли это то, чего хотят работодатели.
Помимо профессий, тесно связанных с творчеством (графический дизайнер, маркетолог, художник, программист и т.д.), творчество на работе может проявляться по-разному – мы можем творчески решать проблемы, конструировать и реконструировать свою рабочую среду, совершенствовать существующие способы выполнения обязанностей. Поле нашей творческой деятельности ограничено только собственным творчеством и жесткими процедурами и начальством.
Популярность этой функции среди работодателей, ищущих персонал, может навести на мысль о том, что обязанности, которые они намерены доверить нам, потребуют нашей собственной инициативы. Поэтому в начале мы входим в организацию с определенными ожиданиями, которые станут частью психологического контракта, заключенного между работником и работодателем. Если для вас важно умение использовать свои творческие способности, стоит убедиться во время собеседования, что у вас действительно будет такая возможность. Таким образом, мы покажем работодателю, что для нас это важный вопрос.
Проявления нашего творчества в работе были обозначены выше. Не стесняйтесь спрашивать о них во время разговоров. Если работодатель указал креативность среди требований в предложении только потому, что он создает очередную клишированную рекламу, возможно, мы избежим разочарования в будущем. Если, с другой стороны, это действительно важная характеристика – мы покажем, что мы тоже заботимся о ней (то же самое относится и к другим требуемым квалификациям – давайте не будем бояться спрашивать!).
Однако, как это ни парадоксально, но руководитель может оказаться самой большой проблемой на пути к творческому исполнению нашей работы. Тот самый, который, принимая нас в компанию, даже ожидал нашего творчества. Научный руководитель, который во время собеседования с нами поинтересовался какой-либо творческой деятельностью в предыдущем профессиональном опыте.
Что мы можем сделать в такой ситуации? Конечно, мы можем привыкнуть к рутинным обязанностям, к стереотипным действиям, к алгоритмам, придуманным другими. Мы можем кивнуть, когда от нас этого ждут, и высказаться, когда нас об этом попросят. Несомненным благом будет мир и относительная стабильность, которые, если мы творческие личности, будут оплачены нашим разочарованием. Во многом работодатель может выразить неодобрение проявлениям нашей инициативы, изобретательности и креативности. От словесного внимания, до непринятия наших идей, критики, добавления дополнительных обязанностей и т. д. (вероятно, чем больше способов, тем креативнее руководитель).

Но что, если наша природа не позволяет нам это сделать? Что, если мы нонконформист и наши типичные действия — это эвристическое поведение? Что тогда? Остаться и "воевать" или уйти?
Креативность, несомненно, в цене. Может быть, это даже немного переоценено. Ведь не каждая профессия требует творчества, да и не все должны быть креативными. Наши творческие способности могут помочь нам выполнять возложенные на нас обязанности, но они не единственные. Как сотрудники, мы представляем собой «коллекцию» различных качеств, квалификаций, компетенций, опыта и знаний, которые определяют то, как мы работаем. Так что не будем сходить с ума. Не слушайте некритично советы о том, что нужно быть креативным. С другой стороны, при подготовке документов для подачи заявки не забывайте об их назначении и эстетике документа – вам не придется отправлять розовое резюме (реальный кейс).

Однако, если мы действительно заботимся о возможности использования творческих навыков и реализации креативных идей, давайте покажем это работодателю. От этого выиграем наша компания, но больше всего выиграем мы.