Как разговаривать с шефом

Рано или поздно у каждого работника возникает потребность пообщаться с Большим Боссом. То ли по поводу зарплаты, то ли по поводу организации труда или отпусков.

Как сделать такой разговор продуктивным

В организациях, особенно крупных, рядовой сотрудник редко допускается «к телу» шефа. От этого у этих рядовых сотрудников часто появляется искаженный образ главного руководителя: мол, он слишком суров или, наоборот, либерален дальше некуда. Поэтому, впервые оказавшись в кабинете босса, вы можете испытывать робость или неоправданные надежды на «доброту». Независимо от того, какой вопрос вы пришли решать, имейте в виду, что от такого визита иногда зависит ваше будущее в компании. Ведь в случае, если вы произведете благоприятное впечатление, вас будут иметь в виду при очередных кадровых перестановках. А если вы в кабинете начальства подпортите свой имидж, можете пострадать крайне серьезно.

Итак, отправляясь на аудиенцию к шефу, стоит отрепетировать речь и попытаться предугадать пару вариантов реакции шефа: как вы будете себя вести, получив отказ. Что скажете в ответ. Какие ваши действия, если шеф согласится с вашим предложением.

Алгоритм беседы

О чем бы ни был разговор, придерживайтесь такого алгоритма:

1. Озвучивание проблемы. Только факты: в чем ее суть, какие могут быть последствия для вас лично и для компании.

2. Каковы ее причины. Здесь важно быть конкретным, никакой лирики и эмоций! Не стоит подчеркивать, кто виноват в этой ситуации, иначе шеф может подумать, что вы пришли к нему сводить счеты с недругами. Главный ваш меседж – что теперь стоит делать.

3. Пути выхода. Какие варианты решения вы предлагаете? Лучше, чтобы их было сразу несколько, тогда вы вместе с шефом сможете обсудить оптимальный. Важно указать какие ресурсы требуются для того, чтобы решить проблемы.

4. Ваше участие. Если вы пришли в кабинет к руководству со своей идеей или просьбой, само собой разумеется, что вас она касается. Поэтому, предлагая идею, сразу же оговорите, какую часть работы вы согласны взять на себя.

5. Его участие. Кроме благословения на добрые дела, вам наверняка от шефа надо что-то еще: выделение средств, наделение вас полномочиями, письменное решение. Этот заключительный пункт крайне важен, не игнорируйте его! Если руководство говорит нечто вроде: «Это надо обсудить (обдумать)», то вы вправе поинтересоваться сроком решения.

Чего делать нельзя

1. Давить на жалость.
Как бы ни был лоялен начальник, ему не понравятся слезы или жалобы на личные проблемы. Работа – это, прежде всего, работа, сантименты тут некстати.

2. Сводить счеты.
Вы жаждете насолить одному из коллег и поэтому решили наябедничать о нем шефу? Если шеф одобряет такие методы, то вы добьетесь успеха, но, увы, только временного. Кто может поручиться, что в следующий раз «под раздачу» не попадете вы?

3. Ставить ультиматумы.
Даже если у вас в душе бурлят эмоции, не стоит ставить вопрос ребром: «Или по-моему, или увольняюсь!». Такое эмоциональное выступление может стоить должности, даже если вы искренне полагаете, что незаменимы.