Искусство быть хорошим руководителем

У грамотного руководителя подчинённые работают качественно и с удовольствием, стараясь не только ради себя, но и ради компании. У безграмотного руководителя, напротив, подчинённые становятся безынициативными, вялыми, чаще не желают работать и, в конце концов, увольняются. Что же означает быть хорошим управляющим, и как это отражается на работоспособности коллектива?

1. Авторство новой идеи остаётся за тем, кто её предложил.

Хороший руководитель внимателен к своим сотрудникам, с удовольствием выслушивает их идеи и помогает воплотить их в жизнь. Но когда проект будет завершён, руководитель ни за что не присвоит все заслуги себе, даже если он принимал наиболее активное участие в разработке данного дела. Обязательно будет уточнение о том, в чьей голове зародилась мысль впервые, кто принимал участие в разработке и какую лепту внёс. Дополнительно все участники проекта получают финансовое вознаграждение.

Часто случается, что начальник отворачивается от сотрудника, пришедшего с новой идеей, а потом выдаёт её за свою. Конечно, работник может себя перестраховать, подав заявление в письменном виде, чтобы отстоять право на авторство, но дух мотивации такое отношение убивает. Вскоре никто из сотрудников не захочет делиться с начальством своими соображениями по улучшению разносторонних моментов в их компании, что, в свою очередь, может привести к массовым увольнениям.

2. Никакого хамства, грубости и криков.

Работать под началом грубого человека достаточно неприятно и дискомфортно. Люди предпочитают уважение со стороны начальства. Хороший руководитель не будет кричать на своего подчинённого, тем более, при остальной команде. А если начальника не устраивает чья-то работа, достаточно вынести предупреждение, или уволить нерадивого сотрудника за несоответствие рабочим требованиям.

Если руководитель позволяет себе грубое поведение по отношению к своей команде, это говорит о его неумении вести дела и о неуважении к сослуживцам. Как правило, работники в компании такого босса надолго не задерживаются, а спешат найти себе новое место с нормальным начальником.

3. Соблюдение порядка превыше всего.

Если у шефа есть определённые требования к сотрудникам, такие как ухоженный внешний вид, обязательное наличие делового костюма, пунктуальность и своевременное выполнение поставленных задач, то и сам шеф должен непременно придерживаться этих правил. Одно дело, если шеф задержался из-за деловой встречи, или не выполнил достойно какой-либо пункт правил из-за форс-мажорной ситуации, но совсем другое, если шеф проспал, или решил прийти на работу в удобном свитере, потому что он шеф.

Такое поведение показывает, что руководитель завышает собственную планку и унижает сотрудников. Он не является примером своей команде, чем рискует вызвать недовольство, халатное отношение к работе и потерю ценных кадров. Если шеф заинтересован в своих сослуживцах, ему стоит работать так хорошо, чтобы другим было стыдно оплошать.

4. Ценность каждого работника.

Плохой шеф не проявляет заинтересованности в наличии в его компании того или иного сотрудника. На любые просьбы со стороны подчинённых о повышении зарплаты, улучшении рабочего места, или отгуле ради дня рождения ребёнка шеф быстрее ответит "нет". А вдогонку добавит: "Не нравится — уходи, я здесь никого не задерживаю". Это показывает подчинённому, что он в данной рабочей сфере ровным счётом ничего не значит, и его легко заменить хоть прямо сейчас. Нередко это демотивирует людей, они перестают стараться ради компании, выполняют автоматически задания, подумывая о поиске новой работы.

Хороший шеф обязательно проявит интерес к личным просьбам сотрудников и задумается о том, что он может сделать. А если ему кажется, что подчинённый работает недостаточно хорошо, чтобы получить повышение, шеф придумает с ним уговор, по которому подчинённый получит желаемое, но обязан будет доказать, что получил он это не просто так.

5. Отмена ненужных правил.

Каждый уважающий себя руководитель не только следует правилам, установленным законодательством, но и вносит некоторые внутренние коррективы. Например, запрещает слушать музыку на рабочем месте, не пользуясь наушниками, чтобы один работник не мешал другому выполнять свои обязанности. Если внутренние правила компании состроены ради улучшения рабочего процесса и устраивают подчинённых, значит, эти правила должны быть в компании.

Но существуют и те правила, которые мешают работникам нормально жить. Хороший руководитель должен понимать, что у его подчинённых существует личная жизнь, собственные потребности и прочие нужны, и они никуда не исчезают во время работы. Например, не все могут позволить себе отказ от личных звонков во время рабочего дня, потому запретить пользоваться телефоном на работе — неверное решение. Так же неудобно выглядит запрет пообедать за рабочим столом, если в офисе нет специально отведённого места для перекусов. Хороший руководитель не будет пичкать своих подчинённых правилами, которые будут мешать их нормальному существованию.

6. Оплата за переработку.

Нередко случается так, что люди работают сверхурочно, не получая за это дополнительных денег, но боятся уходить с работы вовремя, чтобы начальство не подумало о них плохо. Хорошее же начальство, в свою очередь, самостоятельно позаботится о личном времени подчинённых. Если у человека рабочий день до шести часов вечера, но из-за чрезмерного количества поставленных задач или личной просьбы руководителя подчинённому приходится на несколько часов остаться на работе, хороший руководитель обязательно его отблагодарит с помощью денег.

Если же руководитель не считает нужным платить сотруднику за сверхурочную работу, подчинённому это в скором времени надоест, что, в свою очередь, может привести к скорому увольнению.

В идеале, человек, устраивающийся в новую компанию, должен заранее выяснить все нюансы, связанные с его будущей работой, чтобы потом не было неприятных сюрпризов. А руководителям стоит более уважительно относиться к своим подчинённым, помня, что все люди равны.